Можно ли использовать ChatGPT для проектирования печатных плат?

Закарайа Петерсон
|  Создано: 18 Мая, 2023  |  Обновлено: 16 Октября, 2023
Можно ли использовать ChatGPT для проектирования печатных плат?

ChatGPT быстро захватил первенство в области искусственного интеллекта, сделав генеративный искусственный интеллект чрезвычайно доступным и простым в использовании. Поэтому конечно же возникает вопрос: можно ли использовать ChatGPT для решения задач проектирования печатных плат? Позволяет ли приложение получить полезные ответы или результаты при проведении технических исследований? В этой статье мы рассмотрим, что может и чего не может делать эта система.

Хочу подчеркнуть, что в этом руководстве я использую ChatGPT в его исходном варианте (подписка Pro, но без плагинов). Проведем несколько тестов на проверку знаний с использованием моделей GPT-3.5 и GPT-4. Спойлер: система показывает неоднозначные результаты, причем их специфика напрямую связана со спецификой поставленных вопросов.

ChatGPT в процессе создания печатных плат

Прежде всего, давайте разберемся, что может и чего не может ChatGPT в исходном виде (только модели, без плагинов). Если у вас стандартная подписка без моделей, то возможности ChatGPT будут ограничены следующими задачами:

  • Ответы на вопросы в текстовой форме
  • Генерация блоков кода по описаниям задач или функций
  • Выполнение основных математических расчетов с использованием аналитических формул
  • Обобщение, перефразирование или объяснение сложных понятий
  • Составление перечней задач, описание процессов и предоставление инструкций по выполнению задач

В целом это позволяет рассматривать приложение в качестве кандидата для формирования определенных блоков знаний о проектировании печатных плат. По состоянию на май 2023 года подписка на ChatGPT по-прежнему не позволяет системе выполнять какую-либо из нижеперечисленных задач:

  • Создание проектных файлов в собственном формате
  • Создание изображений или видео
  • Самообучение по расшифровкам общедоступных видео
  • Доступ в Интернет по URL-адресу
  • Формулирование технических требований на основе ваших идей

В принципе, при определенной доработке и подключении ряда плагинов список того, что «нельзя сделать», может сократиться. С появлением на платформе новых функций все может поменяться. Какие из разнообразных задач, связанных с проектированием печатных плат, можно было бы отдать на откуп приложению?

Некоторые идеи можно почерпнуть из приведенного ниже списка. Это отнюдь не окончательный перечень, а приведенные ниже задачи выбраны для демонстрации технических знаний системы в части проектирования печатных плат. Чтобы узнать больше о тестах, которые я проводил с ChatGPT, посмотрите видео ниже:

 

Результаты

В GPT-3.5 и GPT-4 тестировались запросы нескольких типов. Отмечу, что результаты GPT-4 не обязательно были более или менее содержательными, чем GPT-3.5, главное в них — техническая точность, а не глубина или структура ответа. Учитывая это, рассмотрим несколько запросов, которые я тестировал в ChatGPT.

Итоги исследования

Одна из задач, для решения которой, на мой взгляд, ChatGPT очень полезен, — это обобщение результатов исследований. Например, иногда в рамках проекта по разработке печатной платы, создания видео или написания статьи мне требуется составить обзор отраслевых стандартов. Например, я предпочитаю использовать ChatGPT для получения следующей информации:

  • Перечни отраслевых стандартов в определенных областях (ЭМС, военная промышленность, автомобилестроение и т. д.)
  • Обзор содержания некоторых отраслевых стандартов
  • Обзор стандартов интерфейсов и их использование
  • Определенные расчеты, которые могут потребоваться при проектировании межсоединений или печатных плат
  • Генерирование формул для каких-либо расчетов

Генерация кода

Другой пример относится к разработке и тестированию встраиваемых систем. В приведенном ниже примере я создаю класс python для моего старого осциллографа LeCroy 9300, чтобы я мог собирать данные с этого устройства. Он был сгенерирован с помощью GPT-4; GPT-3.5 также успешно справился с задачей, но в качестве основы для генерируемого кода был использован класс pyvisa. Хотя я не тестировал приведенный ниже код, тем не менее система генерирует код с корректным синтаксисом Python. Перед тем как использовать сгенерированный код в своей системе, обязательно проверьте его качество.

Проектирование плат с помощью ChatGPT

 

Практические задачи высокого уровня

В этой области ChatGPT демонстрирует неоднозначные результаты. В первой серии запросов я обнаружил, что на чрезмерно обобщенные вопросы приходят чрезмерно обобщенные ответы. Полученные результаты могут быть полезны для начинающих проектировщиков, которые хотят узнать, чему им еще нужно научиться, но они не могут пригодиться опытным проектировщикам и содержат слишком обобщенную информацию по нескольким запросам.

Например, я запросил у ChatGPT инструкции по проектированию трех типов плат:

  • Высокоскоростные печатные платы
  • Радиочастотные печатные платы
  • Печатные платы высокой плотности

Полученные результаты были практически одинаковы для всех трех типов плат. При генерировании результатов система просто меняла «высокоскоростную печатную плату» на «радиочастотную печатную плату» и «печатную плату высокой плотности». В видео выше показано, как это происходит и какие сильно обобщенные ответы генерирует ChatGPT.

Это означает, что система чрезмерно обобщает рекомендации по проектированию до уровня, который не может применяться в реальных ситуациях. Если вы хотите получить более подробные рекомендации по задачам проектирования, следует задавать гораздо более конкретные вопросы. А на них даются и более конкретные ответы.

Специальные инженерные знания

В другой итерации я попросил ChatGPT сообщить значения дифференциального импеданса в различных поколениях стандарта PCIe

В одном случае я обнаружил противоречия в потоке ответов, что также показано в приведенном выше видео. После указания на противоречие ChatGPT объяснил его, как показано ниже.

Проектирование плат с помощью ChatGPT

 

Полагаю, что это еще одна иллюстрация необходимости контроля качества, когда речь идет о знаниях, полученных с помощью любой большой языковой модели, включая ChatGPT. Не стесняйтесь указывать на явные противоречия, поскольку они могут быть легко объяснимы или абсолютно обоснованы. В других случаях, например в приведенном ниже расчете пикового переменного напряжения, противоречия являются лишь галлюцинацией или неспособностью понять контекст вопроса.

Расчеты

Известно, что ChatGPT можно использовать для решения математических задач, в том числе и для некоторых инженерных расчетов. Инженерные расчеты, выходят за рамки типичных школьных задач и требуют более глубокого понимания и знания контекста, связанного с расчетом.

Сначала я попросил ChatGPT рассчитать пиковое напряжение для сигнала 115 В переменного тока. Хорошо известно, что для сигнала переменного тока значение 115 В — это не амплитуда, а среднеквадратичное напряжение. В одной из четырех попыток ChatGPT перепутал среднеквадратичное значение с амплитудой и рассчитал неверное напряжение, так как не уловил контекст вопроса.

Интересно, что система может быть непоследовательной. Мы видим, как это проявляется, когда задаем более сложный вопрос об импедансе копланарного волновода. Я попросил систему рассчитать его с помощью GPT-3.5 и GPT-4. В обоих случаях ответ был неверным. При использовании GPT-4, которая является более совершенной моделью, система оказалась еще менее точна, так как для расчета импеданса ей потребовалась длина линии.

Проектирование плат с помощью ChatGPT
Результат работы GPT-4 с неправильной формулой, приведенной для заземленного копланарного волновода.

 

Рекомендуемые компоненты

Я также попросил ChatGPT порекомендовать ряд компонентов с учетом некоторых расширенных характеристик. Система полностью провалила эту задачу. Рекомендованные компоненты даже близко не соответствовали действительности. Например, когда я обратился с просьбой порекомендовать трансимпедансный усилитель, мне были предложены усилитель мощности (HMC994APM5E) и пассивный смеситель (ADL-5812). Также отсутствовали правильные технические характеристики рекомендуемых компонентов.

Проектирование плат с помощью ChatGPT
Этот рекомендуемый компонент не является трансимпедансным усилителем.

Единственный случай, когда полученный ответ в этой категории запросов оказался хоть сколько-нибудь полезным, был связан с вопросом о соответствии компонента набору спецификаций. Компонентом, по поводу которого я хотел получить рекомендации ChatGPT, был OPA855. Когда я спросил, будет ли OPA855 соответствовать требованиям к ширине полосы частот, был дан правильный ответ.

Проектирование плат с помощью ChatGPT

 

Когда систему попросили порекомендовать что-то попроще, например стабилизатор мощности, она также впечатляюще провалилась, как показано на видео выше. Поэтому я не стал бы пользоваться рекомендациями по компонентам от ChatGPT без некоторого технического переосмысления.

Заключение

В целом результаты использования ChatGPT для проектирования печатных плат как в качестве инженерного инструмента, так и в качестве средства для обучения и исследований весьма неоднозначны.

В роли исследовательского и учебного инструмента система генерирует технически верные утверждения, но результаты очень неконкретны и не всегда применимы на практике. На вопросы высокого уровня, например «Как спроектировать высокоскоростную печатную плату?», система дает очень обобщенные ответы. В них отсутствует контекст, а зачастую и практические рекомендации. Однако она очень помогает в ответах на такие вопросы, как определения и описания отраслевых стандартов, для самостоятельного ответа на которые можно потратить часы поиска в Интернете.

  • Моя оценка системы как инструмента исследования/обучения — 4

Как инженерный инструмент система справляется гораздо хуже. На очень простые вопросы, например о том, как вычислить пиковое переменное напряжение по среднеквадратичному значению, система отвечала правильно в 75 % случаев (хотя это была небольшая выборка). При решении более сложных задач, например при выборе компонентов, удовлетворяющих определенным эксплуатационным требованиям, система потерпела неудачу с обеими моделями GPT-3.5 и GPT-4.

  • Моя оценка системы как инженерного инструмента —2

Напоследок стоит отметить, что с подпиской Pro вы можете использовать плагины, позволяющие улучшить способность генерировать проектные идеи и полезные рекомендации при решении инженерных задач. Сейчас я занимаюсь именно этим и непременно поделюсь своим опытом, как только смогу сформулировать более четкие рекомендации.

В какой бы форме вы ни пользовались ChatGPT для проектирования печатных плат, вам все равно понадобятся лучшие средства проектирования для создания функциональных и технологичных изделий. Несмотря на все более широкое проникновение искусственного интеллекта в проектирование печатных плат, Altium Designer® остается лучшим программным обеспечением для проектирования плат, которое поможет вам добиться успеха. По завершении компоновки печатной платы и подготовки производственной документации вы сможете легко обмениваться данными и и передавать файлы своей команде на платформе Altium 365™.

Мы лишь поверхностно рассмотрели некоторые возможности Altium Designer на Altium 365. Начните использование бесплатной пробной версии Altium Designer + Altium 365 сегодня .

Об авторе

Об авторе

Закарайа Петерсон (Zachariah Peterson) имеет обширный технический опыт в научных кругах и промышленности. До работы в индустрии печатных плат преподавал в Портлендском государственном университете. Проводил магистерское исследование на хемосорбционных газовых датчиках, кандидатское исследование – по теории случайной лазерной генерации. Имеет опыт научных исследований в области лазеров наночастиц, электронных и оптоэлектронных полупроводниковых приборов, систем защиты окружающей среды и финансовой аналитики. Его работа была опубликована в нескольких рецензируемых журналах и материалах конференций, и он написал сотни технических статей блогов по проектированию печатных плат для множества компаний.

Связанные ресурсы

Связанная техническая документация

Вернуться на главную
Thank you, you are now subscribed to updates.

Can You Use ChatGPT for PCB Design?

Zachariah Peterson
|  Created: May 18, 2023  |  Updated: May 19, 2024
Can You Use ChatGPT for PCB Design?

ChatGPT has quickly become the killer app for AI, and it’s made generative AI extremely easy to access and use. So of course we had to ask, can you use ChatGPT for PCB design tasks? Does it provide useful answers or results when doing some technical research? We’ll look at what the system can and can’t do in this article.

In the forthcoming guide, I want to stress that I am just using ChatGPT in its native form (Pro subscription, but no plugins). We’ll do some knowledge tests using the GPT-3.5 and GPT-4 models. Spoiler alert: the system gives mixed results, and the specificity of the results relates directly to the specificity of your questions.

ChatGPT in Your PCB Design Process

First, let’s dig into what ChatGPT in its basic form (models only, no plugins) can do and what it cannot do. If you just get a standard subscription with no models, ChatGPT will be limited to the following tasks:

  • Responding to questions in text form
  • Generate blocks of code from descriptions of tasks or functions
  • Performing basic mathematical calculations involving analytical formulas
  • Summarize, paraphrase, or explain complex concepts
  • Provide lists of tasks, describe processes, and provide instructions to accomplish tasks

Overall, this makes it a candidate for generating certain blocks of knowledge about PCB design. As of May 2023, a subscription to ChatGPT still does not enable the system to perform any of the following tasks:

  • Create design files in your native file format
  • Generate images or videos
  • Train itself from transcripts of publicly available videos
  • Access the internet based on a URL
  • Infer engineering requirements by reading your mind

Technically, with some fine-tuning and some plugins, this “can’t do” list might shrink. As new features are added to the platform, this could all change. When we look at the various tasks involved in PCB design, what kinds of tasks could we expect it to accomplish?

The list below should provide some ideas. This is by no means definitive, and the tasks below were chosen to demonstrate the technical knowledge of the system with regard to PCB design. To get a better overview of the tests I ran on ChatGPT, watch the video below:

 

Results

Several different types of queries were tested in GPT-3.5 and GPT-4. I would like to note that the results in GPT-4 were not necessarily more or less insightful than GPT-3.5, what matters is the technical accuracy and not the depth or composition of the response. With that in mind, let’s look at some of the queries I tested in ChatGPT.

Research Summarization

One task where I think ChatGPT is very useful is as a research summarizer. For example, I sometimes need to get some overview of industry standards as part of a PCB design project, video, or article. For example, I like to use ChatGPT to determine:

  • Lists of industry standards in certain areas (EMC, military, automotive, etc.)
  • An overview of the contents in certain industry standards
  • An overview of interface standards and how they are used
  • Certain calculations that might be needed as part of engineering an interconnect or PCB
  • Generating formulas that would be needed to calculate something

Code Generation

Another example comes from embedded design and testing. In the example below, I’m generating a python class for my older LeCroy 9300 oscilloscope so that I can capture data from the device. This was generated using GPT-4; GPT-3.5 was also successful, but it used the pyvisa class as the basis for the generated code. While I have not tested the code below, it does generate code with the correct Python syntax. Make sure you QC any generated code before using it in your system.

ChatGPT PCB design

 

High-Level How-To Tasks

This is an area where ChatGPT gives mixed results. In the first set of queries I ran, I found that overgeneralized questions will yield overgeneralized answers. The generated results could be useful for new designers who want to know what they still need to learn, but they are not actionable for an experienced designer and they overgeneralize information across multiple queries.

For example, I queried ChatGPT for guidance on how to design three types of boards:

  • High-speed PCBs
  • RF PCBs
  • High-density PCBs

The results that were generated were practically identical across all three types of boards. The system simply replaced “high-speed PCB” with “RF PCB” and “high-density PCB” when generating the results. The video above shows what happens and the types of highly generalized answers that ChatGPT generates.

This means that the system is overgeneralizing design guidance to areas where it may not apply in realistic situations. If you want to get better guidance on design tasks, then you should make sure you ask much more specific questions. With more specific questions come more specific answers.

Specific Engineering Knowledge

In another iteration, I asked ChatGPT for differential impedance values under various generations of the PCIe standard

In one instance, I found the stream of answers to be contradictory, which is also shown in the above video. After calling out a contradiction, ChatGPT provided an explanation for the contradiction as shown below.

ChatGPT PCB design

 

I think this also illustrates the need for QC when it comes to knowledge generated from any LLM, including ChatGPT. Don’t be afraid to call out apparent contradictions, because they may be easily explainable or totally valid. In other cases, such as a peak AC voltage calculation shown below, the contradictions are just a hallucination or an inability to understand context in a question.

Calculations

It is well-known that ChatGPT can be used for math problems, including some engineering calculations. Engineering calculations that go beyond the typical problems you would find in school and they instead require some deeper understanding and context behind the calculation.

First, I asked ChatGPT to calculate the peak voltage associated with a 115 V AC signal. It is well-known that the 115 V in an AC signal is not the amplitude, but it is the RMS voltage. In 1 out of 4 attempts, ChatGPT mistook the RMS value for the amplitude, and it calculated the wrong voltage given that it did not catch the context of the question.

It’s interesting that the system would be inconsistent like this. We can see this occur again when asked a more complex question about the impedance of a coplanar waveguide. I asked the system to calculate this using GPT-3.5 and GPT-4. In both cases, the answer was incorrect. With GPT-4, which is a more advanced model, the system was even less accurate as it stated the length of the line was needed in order to calculate the impedance.

ChatGPT PCB design
GPT-4 output showing incorrect formula quoted for a grounded coplanar waveguide.

 

Recommend Components

I also asked ChatGPT to recommend some components given some broad specifications. The system failed completely in this task. The recommended components were not even close to being correct. For example, when I requested a recommendation for a transimpedance amplifier, it gave recommendations for a power amplifier (HMC994APM5E) and passive mixer (ADL-5812). It also did not provide correct specifications on the recommended parts.

ChatGPT PCB design
This recommended component is not a transimpedance amplifier.

The only instance where the generated response in this category was in any way useful was when I asked if a component aligned with a set of specifications. In this case, the component I wanted ChatGPT to recommend was the OPA855. When I asked if the OPA855 would align with the bandwidth requirement, it responded correctly.

ChatGPT PCB design

 

When asked to recommend something simpler like a power regulator, the system also spectacularly failed as shown in the above video. Personally, without some creative prompt engineering, I would not use component recommendations from ChatGPT.

Summary

Overall, I see very mixed results when examining the use of ChatGPT for PCB design, both as an engineering tool, a learning tool, and a research tool.

As a research tool and a learning tool, the system generates technically true statements, but the results are very broad and they are not always actionable. For high level questions, such as “How do I design a high-speed PCB?”, the system gives very over-generalized answers. There is a lot of missing context and often the actionable advice is missing. It does, however, help very much with things like definitions and descriptions of industry standards, both of which could require hours of Googling in order to find concise answers.

  • My grade as a research/learning tool: B

As an engineering tool, it does much worse. For very basic questions, like how to calculate peak AC voltage from an RMS AC voltage, the system was correct 75% of the time (albeit this is a small sample size). For more complex tasks, like recommending components that can meet specific operating targets, it failed miserably with the GPT-3.5 and GPT-4 models.

  • My grade as an engineering tool: D-

Now that we’ve gotten to this point, just note that you could use plugins with a Pro subscription to improve your ability to generate design ideas and useful guidance in engineering tasks. As of now, I have been spending time doing exactly this, and I’ll make sure to share my experience in this area once I have more definitive guidance.

No matter how you use ChatGPT for PCB design, you’ll still need the best design tools in order to create products that are functional and manufacturable. As more AI tools make their way into PCB design, Altium Designer® will be here with the best PCB design software to help you succeed. Once you’ve finished your PCB layout and you’re ready to share your manufacturing deliverables, you can easily share data and release files to your team with the Altium 365™ platform.

We have only scratched the surface of what’s possible with Altium Designer on Altium 365. Start your free trial of Altium Designer + Altium 365 today.

About Author

About Author

Zachariah Peterson has an extensive technical background in academia and industry. He currently provides research, design, and marketing services to companies in the electronics industry. Prior to working in the PCB industry, he taught at Portland State University and conducted research on random laser theory, materials, and stability. His background in scientific research spans topics in nanoparticle lasers, electronic and optoelectronic semiconductor devices, environmental sensors, and stochastics. His work has been published in over a dozen peer-reviewed journals and conference proceedings, and he has written 2500+ technical articles on PCB design for a number of companies. He is a member of IEEE Photonics Society, IEEE Electronics Packaging Society, American Physical Society, and the Printed Circuit Engineering Association (PCEA). He previously served as a voting member on the INCITS Quantum Computing Technical Advisory Committee working on technical standards for quantum electronics, and he currently serves on the IEEE P3186 Working Group focused on Port Interface Representing Photonic Signals Using SPICE-class Circuit Simulators.

Related Resources

Back to Home
Thank you, you are now subscribed to updates.