Как выполнить трассировку печатной платы

Закарайа Петерсон
|  Создано: 17 Сентября, 2021
Как выполнить трассировку печатной платы

Выбор расположения проводников и переходных отверстий на печатной плате часто считается простой задачей. После импорта платы и размещения компонентов, казалось бы, относительно легко выполнить их соединение с помощью меди. Хотя это могло быть правдой во времена низкоскоростных DIP компонентов с ТТЛ для простых плат, сегодняшние требования к проектированию намного сложнее. Трассировка проводников на печатной плате может иметь очень специфические требования для обеспечения целостности сигнала.

Хотя проводники могут иметь особые требования к трассировке, современные продвинутые инструменты трассировки печатных плат могут помочь вам настроить и соблюдать правила проектирования. Методы трассировки, которые вы будете использовать в своем проекте, зависят от стандарта передачи данных, с которым вы работаете, и требуемой конфигурации топологии. Если вы впервые проектируете печатную плату и готовы к этапу трассировки, не волнуйтесь, мы поможем вам развести печатную плату и определим требования к трассировке, которым вы должны следовать в процессе проектирования.

Начало трассировки печатной платы

Печатные платы содержат медь, которая соединяет компоненты на наружных или во внутренних слоях, эта медь формирует проводники. Можно или нет назвать устройство «простым», зависит от нескольких факторов, которые определяют подходящую конфигурацию топологии, которую вы используете в своем проекте. Некоторые требования к проектированию топологии, которые можно найти в стандартах низкоскоростной и высокоскоростной передачи данных, содержат следующие утверждения:

  • Пропускная способность проводников по току для плат большой мощности, может потребовать применения проводников большого размера или даже полигонов.
  • Ширина проводников на плате, должна обеспечивать технологичность и положительным образом влиять на перекрестные помехи (т.е. на их отсутствие).
  • Цепи с контролируемым импедансом должны быть выполнены проводниками определенной ширины, которая должна быть установлена по результатам анализа стека печатной платы.
  • Должна быть определена конфигурация топологии, которая будет определять, как происходит соединение нескольких компонентов одной цепи.
  • Общие потери в цепи, определяющие её максимально допустимую длину.
  • Допустимый перекос в параллельных шинах данных и дифференциальных парах. Протоколы в которых необходима синхронизация с источником (SPI или I2C) и параллельные шины данных имеют максимальные характеристики перекоса.

Ваша задача как проектировщика— найти баланс всех этих параметров и определить, какие из пунктов в приведенном выше списке наиболее важны для разных цепей. Например, для высокоскоростных плат, содержащих дифференциальные пары, важен контроль импеданса, а платы большой мощности постоянного тока должны иметь широкие дорожки, для которых контроль импеданса не обязателен.

Для начала давайте рассмотрим некоторые требования к трассировке более простых плат, а затем перейдем к более сложным проектам.

Трассировка "простой" печатной платы

Если ваш проект не является высокоскоростным, он не должен быть достаточно плотно скомпонован, чтобы создавать проблемы с перекрестными помехами, и ваши проводники не должны пропускать большие токи, тогда вы можете выбрать ширину дорожки, которая соответствует контактам и выводам ваших компонентов. В таких проектах можно использовать дорожки шириной от 5 до 15 мил, поскольку они достаточно малы, чтобы их можно было присоединить непосредственно к контактным площадкам большинства компонентов. Базовый пример с операционным усилителем приведен ниже, на нем проводники расположены между низкоскоростной микросхемой, и несколькими резисторами и конденсаторами.

Трассировка печатной платы

Простая конструкция, вроде этой, не приводит к проблемам с импедансом, выбору конфигурации топологии или необходимости коммутации больших токов. Однако, очень немногие современные проекты настолько просты, что не требуют определенного уровня проектирования топологии или определения правил трассировки.

Правила трассировки для современных печатных плат

Современные платы, даже те, в которых используются только простой микроконтроллер и каскады с низким энергопотреблением, требуют определенного уровня проектирования топологии и определения правил трассировки для обеспечения целостности сигнала. Разработчикам необходимо определить требования к геометрии проводников для своих межсоединений, чтобы гарантировать надежность и целостность сигнала.

  1. Определите текущие требования к проводникам; топология цепей питания на печатной плате может пропускать большой ток.
  2. Если ток будет очень низким (менее 1 А), определите, нужен ли контроль импеданса, просмотрев спецификации компонентов или стандарт передачи данных.
  3. Рассчитайте ширину проводника, необходимую для достижения целевого импеданса, если требуется контроль импеданса. Также рассчитайте необходимое расстояние между проводниками, если требуется использовать дифференциальные пары.

Если требуется контроль импеданса, вполне вероятно, что топология будет реализована с использованием одиночных или дифференциальных линий. Обязательно проверьте стандарт передачи данных, чтобы определить требования к топологии, которые будут включать такие пункты, как бюджет потерь в проводниках (определяет общую длину цепи), требования к импедансу и допустимый перекос в дифференциальных парах или в параллельной шине.

После того как вы определили какие-либо требования к трассировке на своей плате, вы можете установить правила проектирования для конкретных цепей в своем проекте. Это включает в себя установку минимальной или максимальной ширины трассы в правилах проектирования. Ваши инструменты для выполнения трассировки будут использовать эти данные для установки ширины проводника в процессе трассировки.

Импеданс и топология

Когда при компоновке печатной платы потребуется выполнить контроль импеданса, его нужно будет определить одним из нескольких методов. Существуют формулы, которые вы можете использовать для определения импеданса в вашей конструкции, или вы можете использовать более специализированные приложения для расчета импеданса для вашего проекта. Значение импеданса одиночных и дифференциальных линий определяет геометрию проводника, при соблюдении которой требования будут выполнены.

Самый быстрый способ определить импеданс — это использовать программное обеспечение для проектирования печатных плат со встроенным калькулятором импеданса. Не все приложения для проектирования печатных плат содержат такие утилиты, а те которые содержат дают результаты с разным уровнем точности. Лучшие приложения для проектирования печатных плат будут иметь анализатор электромагнитного поля, который автоматически рассчитывает требуемую геометрию трассы. Этот инструмент принимает информацию о диэлектрической проницаемости и шероховатости меди на вашей печатной плате и использует ее для расчета ширины проводника и расстояния между проводниками дифференциальных пар, необходимого для достижения целевого импеданса.

Расчет импеданса печатной платы
Layer Stack Manager в Altium Designer содержит вычислитель электромагнитного поля от Simberian, который обеспечивает высокоточные вычисления импеданса на желаемой частоте.

Топология определяет, как проводники располагаются между входами и выходами компонентов, а также как они разветвляются друг относительно друга для соединения нескольких компонентов. Например, трассировка DDR использует топологию Fly-by, когда одна шина разветвляется, чтобы соединить несколько компонентов устройства. В другом примере SPI использует аналогичную топологию шины данных, но с использованием оконечной нагрузки, расположенной в требуемых местах. Другие устройства могут использовать топологию point-to-point для доступа к нескольким компонентам, что наиболее часто встречается когда проект требует, чтобы один компонент взаимодействовал с несколькими нагрузками через один интерфейс ввода-вывода. Убедитесь, что понимаете конфигурацию топологии, требуемую вашим стандартом передачи данных, а также то, требуется ли в этих цепях контроль импеданса.

Трассировка проводников на печатной плате

Проводники в топологии печатной платы прокладываются путем простого наведения и щелчка мышью в точках на плате. Попутно медные проводники будут зафиксированы в желаемой точке, в которой пользователь щелкает мышью, в конечном итоге формируя топологию до необходимой точки. С помощью инструментов трассировки в приложении редактора печатных плат можно автоматически поворачивать проводники при разводке (обычно под углом 45°), а также размещать переходные отверстия для соединения проводников между компонентами печатной платы.

Прежде чем начать трассировку, уделите время разработке стратегии для разных цепей, чтобы избежать чрезмерного использования переходных отверстий или необходимости добавления дополнительных слоев для выполнения проекта платы. Стратегия трассировки печатной платы будет зависеть от ее компоновки; если слишком много цепей пересекаются в компоновке печатной платы, вам будет труднее прокладывать проводники без использования дополнительных переходов между слоями. Иногда вам придется начинать с разводки самых простых цепей, так как они помогут вам определить, какие цепи потребуют больше времени и усилий для достижения оптимальной компоновки печатной платы.

Переходные отверстия для трассировки печатных плат
Некоторые варианты трассировки могут быть очень сложными, например, выход из BGA. Этот проводник проходит через два переходных отверстия и в конечном итоге заканчивается на поверхностном слое.

Необходимо учитывать некоторые важные правила трассировки плат:

  • Постарайтесь сохранить цепи с контролем импеданса для данного интерфейса или протокола передачи данных в одном слое печатной платы.
  • Минимизируйте количество переходных отверстий в цепях высокоскоростных протоколов передачи данных и высокочастотных цепях.
  • Будьте осторожны, чтобы не пересекать проводниками разрывы в полигонах, и отслеживайте обратный путь тока на вашей печатной плате; лучший способ сделать это — использовать однородные полигоны и слои заземления.
  • Старайтесь, чтобы проводники были короткими и прямыми. Не делайте их длиннее, чем они должны быть
  • Для трассировки сильноточных цепей не бойтесь использовать полигоны для формирования более широких проводников; полигоны можно использовать для получения проводников любой формы

Целостность сигнала - это один из факторов, который тесно связан с проектированием стека и трассировкой печатной платы. Расположение слоев с опорными полигонами земли/питания по отношению к сигнальным слоям и трассировке в целом, является основным фактором, определяющим целостность сигнала. Трассировка по неразрывным участкам земли - это способ гарантировать, что ваша конструкция будет поддерживать целостность сигнала и не будет восприимчивой к электромагнитным помехам (перекрестные помехи, внешний высокочастотный шум, шум от сети питания и т. д.). Это простое руководство и правила выполнения трассировки, приведенные выше, помогут предотвратить или уменьшить проблемы с целостностью сигнала и обеспечить работоспособность вашей платы.

Лучшие инструменты выполнения трассировки, которые могут помочь вам придерживаться основных рекомендаций по трассировке печатных плат, будут интерактивными. Другими словами, эти инструменты являются полуавтоматическими, что позволяет определять маршруты для групп сигналов. Инструменты трассировки размещают проводники таким образом, чтобы они автоматически подчинялись вашим правилам проектирования. При этом типе трассировки правила проектирования для ваших цепей и групп цепей проверяются автоматически при создании компоновки печатной платы. Со многими бесплатными программами и программами для проектирования с открытым исходным кодом нужно все делать вручную, а продвинутые программы для проектирования печатных плат, такие как Altium Designer, помогут Вам оставаться продуктивными, работая над компоновкой и топологией печатной платы.

Рекомендации по трассировке печатных плат
Функции интерактивной трассировки Altium Designer обеспечивают интеллектуальную полуавтоматическую трассировку печатных плат, которая подчиняется вашим правилам проектирования и основным требованиям к трассировке.

Трассировка печатных плат становится намного проще при условии использования полного набора инструментов для печатных плат в Altium Designer®. Правила проектирования, интегрированные в Altium Designer, автоматически проверяют топологию по мере размещения проводников, что позволяет выявлять и устранять ошибки до окончания работы над проектом платы. Каждый пользователь Altium Designer также имеет доступ к выделенному рабочему пространству на облачной платформе Altium 365 ™, где можно хранить проекты, данные о компонентах, производственные данные и любую другую проектную документацию и делиться ею с коллегами.

Мы лишь поверхностно рассмотрели некоторые возможности Altium Designer на Altium 365. Начните использование бесплатной пробной версии Altium Designer + Altium 365 сегодня .

Об авторе

Об авторе

Закарайа Петерсон (Zachariah Peterson) имеет обширный технический опыт в научных кругах и промышленности. До работы в индустрии печатных плат преподавал в Портлендском государственном университете. Проводил магистерское исследование на хемосорбционных газовых датчиках, кандидатское исследование – по теории случайной лазерной генерации. Имеет опыт научных исследований в области лазеров наночастиц, электронных и оптоэлектронных полупроводниковых приборов, систем защиты окружающей среды и финансовой аналитики. Его работа была опубликована в нескольких рецензируемых журналах и материалах конференций, и он написал сотни технических статей блогов по проектированию печатных плат для множества компаний.

Самые новые статьи

Вернуться на главную

How to Route a PCB

Zachariah Peterson
|  Created: September 17, 2021
PCB routing

Routing traces and vias on a PCB design is often thought of as a simple task. After importing the board and arranging components on the board, it would seem a relatively easy matter to start connecting components with copper. While that may have been true back in the days of low-speed TTL DIP components on simple boards, today’s design requirements are much more complex. Traces on a PCB can carry very specific design requirements that are meant to ensure signal integrity during routing.

Although traces might have specific routing requirements, today’s more advanced PCB routing features can help you set up and follow design rules for your traces. The important routing techniques you’ll use for your board depend on the signaling standard you’re working with and the required routing topology. If it’s your first time designing a PCB and you’re ready for the routing phase, then don’t fret, we’ll show you how to route a PCB and determine the routing requirements you should follow in your PCB.

Starting PCB Routing

All PCBs need to have copper that connects components on the surface layer or internal layers, known as traces. What qualifies as a “simple” device depends on several factors, which will determine the appropriate trace design you use in your PCB. Some of the important design routing requirements you’ll find in low-speed and high-speed signaling standards include:

  • Current carrying capacity of traces, as high current boards can require large traces or even polygons
  • Trace width to be used in the board, which will ensure manufacturability and will affect crosstalk
  • Any controlled impedance signals, which require specific width that must be set based on the PCB stackup
  • Routing topology, which will determine how traces branch connect to multiple components
  • Total losses along a trace, which determines the maximum allowed trace length
  • Allowed skew in parallel buses and differential pairs; protocols with source-synchronous clocks (SPI or I2C) and parallel buses all have maximum skew specifications

As a designer, your job is to find a balance in all of these areas and determine which of the points in the above list are most important for different nets. For example, high speed designs rely on controlled impedance with differential pairs, while high current DC designs need to have wide traces that do not necessarily have specific impedance.

To get started, let’s look at some of the routing requirements for more basic boards, then we’ll jump into more advanced designs.

Simple PCB Trace Routing

If your design is not running at high speeds, it is not dense enough to create problems with crosstalk, and your traces need to carry low current, then you are typically free to select a trace width that easily accommodates your component pins and leads. Trace widths ranging from 5-15 mils can be used in these designs as they will be small enough to be routed directly into pads on most components. A basic example with an op-amp is shown below, where traces are being routed between a low-speed IC, some resistors, and capacitors.

How to route a PCB

Simpler designs like this generally aren’t concerned with impedance, standard routing topologies, or high current. However, very few modern designs are so simple that they don’t require some level of trace design or determination of routing rules.

Routing Rules for Modern PCBs

Today’s boards, even those that only use a simple MCU and low power stages, require some level of trace design and routing rules to ensure signal integrity. Designers need to determine the trace geometry requirements for their connections to ensure reliability and signal integrity.

  1. Determine the current requirements in a given trace; routing in power circuits in a PCB can carry high current.
  2. If current will be very low (less than 1 A), determine whether impedance control is needed by looking in your component datasheets or your signaling standard.
  3. Calculate the trace width needed to hit your impedance target if impedance control is needed. Also calculate the trace spacing needed if differential pairs are needed.

If impedance control is needed, it’s likely a routing topology will be implemented with single-ended or differential pairs. Be sure to check your signaling standards to determine your routing requirements, which will include things like loss budget (determines total length), impedance requirements, and allowed length mismatch in differential pairs or in a parallel bus.

Once you’ve determined any routing requirements in your board, you can set up design rules for specific nets in your design. This involves setting minimum or maximum trace widths in your design rules, and your routing tools will use these specifications to set the trace width as you route traces.

Impedance and Routing Topology

When you need impedance control in your PCB layout, you’ll need to determine the impedance using one of several methods. There are formulas you can use to determine the impedance in your design, or you can use more specialized applications to calculate the impedance you need in your design. Single-ended and differential pair impedance will have defined geometry that is needed to ensure impedance goals are met.

The fastest way to determine impedance is in PCB design software that includes a built-in calculator tool. Not all PCB design applications will include this type of utility, and those that do produce results with differing levels of accuracy. The best PCB design applications will include an electromagnetic field solver that automatically calculates the required trace geometry. These tools will take the dielectric constant and copper roughness information in your PCB and use it to calculate the trace width and differential pair spacing needed to hit a target impedance.

PCB impedance calculation
The Layer Stack Manager in Altium Designer includes an electromagnetic field solver from Simberian that provides highly accurate impedance calculations at a desired frequency.

Trace routing topologies define how traces are routed between component inputs and outputs, as well as how traces are branched from each other to reach multiple components. For example, DDR routing uses a fly-by topology, where a single bus branches off to reach multiple components in the design. In another example, SPI uses a similar bus topology, but with termination applied at the load points on the bus. Other components might use point-to-point topology to reach multiple components, which is most common when a design requires a single component communicating with multiple loads over a single IO interface. Make sure you understand the routing topology needed in your signaling standards, as well as whether those traces require impedance control.

Routing Traces in a PCB

Traces in your PCB layout are routed by simply pointing and clicking locations in the board. Along the way, copper traces will be fixed at the desired point where the user clicks the mouse, eventually spanning across the layout to the required location. Routing tools in your PCB editor application can automatically turn corners (normally at a 45° angle) as you route traces in your layout, and they can place vias as you move traces between components in the PCB.

Before you start routing your traces, take some time to develop a strategy for different routes to ensure you don’t make excessive use of vias or need to add additional layers to solve the board. Your PCB routing strategy will depend on your PCB layout; if too many nets are crossing in the PCB layout, you’ll have a more difficult time routing traces without excessive layer transitions. At times, you’ll have to start with the easiest routes first as these will help you pin down which routes take more time and effort to fully route in the PCB layout.

PCB routing vias
Some routes can be very complex, such as the escape from this BGA. This route is passing through two vias and ultimately ends on the surface layer.

Some important PCB routing guidelines you should consider include:

  • Try to keep controlled impedance traces for a given interface or signaling protocol on the same layer
  • Minimize via transitions on high speed protocols and RF traces
  • Be careful not to route over splits in planes and keep track of the return path in your PCB; the best way to do this is to use uniform ground regions
  • Try to keep traces short and direct, don’t make traces longer than they need to be
  • For high current routing, don’t be afraid to use polygons to construct larger conductors; these can be used to make any shape conductor

Signal integrity is one area that is intimately related to PCB stackup design and routing. The arrangement of plane/GND/PWR layers with respect to your signal layers and routing is a major determinant of signal integrity, and routing over complete sections of GND is the best way to ensure your design will maintain signal integrity and have immunity to EMI (crosstalk, external RF noise, power supply noise, etc.). This simple guideline and the routing rules shown above will help prevent or reduce many signal integrity problems and will help ensure your board remains functional.

The most advanced routing tools that can help you stay in line with basic PCB routing guidelines are interactive. In other words, these tools are semi-automated, allowing you to define routes for a group of signals, and the routing tools will place traces such that they automatically obey your design rules. In this type of routing, the design rules for your nets and groups of nets are checked automatically as you create your PCB layout. Many freeware and open source design programs force you to do everything manually, but advanced PCB design programs like Altium Designer can help you stay productive as you work to complete your PCB layout and route traces around your board.

PCB routing guidelines
Altium Designer’s interactive routing features provide intelligent semi-automated PCB routing that obeys your design rules and basic routing requirements.

PCB routing is much easier when you use the complete set of PCB layout tools in Altium Designer®. The integrated design rules engine in Altium Designer automatically checks your routing as you place traces, allowing you to spot and eliminate errors before you finish the board. Every Altium Designer user also has access to a dedicated workspace in the Altium 365 cloud platform, where projects, component data, manufacturing data, and any other project documentation can be stored and shared with collaborators.

We have only scratched the surface of what’s possible with Altium Designer on Altium 365. Start your free trial of Altium Designer + Altium 365 today.

About Author

About Author

Zachariah Peterson has an extensive technical background in academia and industry. He currently provides research, design, and marketing services to companies in the electronics industry. Prior to working in the PCB industry, he taught at Portland State University and conducted research on random laser theory, materials, and stability. His background in scientific research spans topics in nanoparticle lasers, electronic and optoelectronic semiconductor devices, environmental sensors, and stochastics. His work has been published in over a dozen peer-reviewed journals and conference proceedings, and he has written 1000+ technical blogs on PCB design for a number of companies. He is a member of IEEE Photonics Society, IEEE Electronics Packaging Society, and the American Physical Society, and he currently serves on the INCITS Quantum Computing Technical Advisory Committee.

neueste Artikel

Back to Home