Что такое проектирование многоплатных устройств?

Закарайа Петерсон
|  Создано: 11 Августа, 2021
Что такое проектирование многоплатных устройств?

Многие сложные электронные системы спроектированы в виде конструкций из нескольких печатных плат. Такой тип конструкции имеет несколько преимуществ, в частности модульность, которая характерна для таких платформ, как Arduino и Raspberry Pi. Другие распространенные типы систем печатных плат, такие как гибкие и гибко-жесткие, являются многоплатными системами и требуют общей стратегии выполнения компоновки и трассировки. Для того, чтобы разработать собственную многоплатную систему нужно предпринять несколько шагов, чтобы убедиться, что ваша конструкция будет иметь все необходимые инструменты для правильного подключения.

Создание многоплатной системы станет намного проще, если использовать правильное программное обеспечение (ПО) для проектирования печатных плат. Набор инструментов для проектирования печатных плат в вашем ПО, должен включать в себя стандартные электрические утилиты, а также утилиты интеграции с MCAD для обеспечения правильного сопряжения ваших плат. В этом кратком руководстве мы рассмотрим некоторые из аспектов определяющих возможность правильного соединения узлов вашей конструкции, при одновременном обеспечении целостности сигнала. Независимо от того, работаете ли вы со стандартным проектом в котором реализована компоновка жестких многослойных печатных плат или с более сложными гибкими/гибко-жесткими печатными платами, есть несколько базовых наборов инструментов проектирования для обеспечения надлежащего функционирования конструкции.

Проектирование многоплатных устройств начинается с разработки контура компонента каждой платы в вашей системе и плана подключения плат друг к другу. Способ подключения плат в вашем устройстве может подразумевать простые стандартизированные разъемы например мезонинные, штыревые или встроенные краевые разъемы. После определения этих моментов, необходимо разработать стратегию размещения и трассировки, чтобы компоненты могли правильно подключаться друг к другу на всем этапе проектирования, не создавая проблем, связанных с электромагнитными помехами/электромагнитной совместимостью, SI/PI и механическими вибрациями. Ознакомьтесь с разделами ниже, чтобы узнать о конструировании высокоскоростных печатных плат и важности программного обеспечения для проектирования печатных плат.

Планирование конструкции системы из нескольких печатных плат

Планирование размещения печатных плат  — это задача системного уровня, которая включает в себя определение способа соединений между всеми платами вашего устройства. Правильный процесс поэтапного планирования вашей системы из нескольких печатных плат выглядит следующим образом:

  • Определите расположение плат: как платы будут расположены относительно друг друга? Есть ли в системе движущиеся элементы, которым нужно как-то взаимодействовать с платой? На этом этапе необходимо начать механическое моделирование, которое определит конструкцию 
  • Выберите разъемы: будут ли ваши платы соединяться между собой с помощью стандартных межплатных разъемов, краевых разъемов, гибких лент или кабелей? Необходимо выбрать такие разъемы, которые будут поддерживать требуемую компоновку платы и вписываться в ваш корпус.
  • Определите функции платы: теоретически каждая печатная плата в многоплатной системе выполняет определенную функцию и должна содержать только компоненты, необходимые для поддержки этой функции. Возможно, нужно будет переосмыслить компоновку вашей платы и варианты разъемов, поэтому помните об этом, определяя, какие функции разместить на каких платах.
  • Сопоставьте сигналы между разъемами: каждый разъем должен поддерживать определенные сигналы или группы сигналов, а также обеспечивать целостность сигнала в проекте. На этом этапе может быть определена распиновка на схемных символах (УГО) разъемов.
  • Начните создавать схемы: для обеспечения организации лучше всего сегментировать схемы так, чтобы они отражали расположение ваших плат в многоплатной системе. Каждый набор схем должен содержать только компоненты с одной платы, компоненты с разных плат не должны размещаться на одних и тех же листах схем.

После создания схем для каждой платы в системе необходимо создать физическую компоновку для каждой печатной платы. Следуйте стандартному процессу проектирования печатной платы, чтобы импортировать компоненты в свой проект и разместить их на всех платах. На этом этапе разъемы могут быть размещены в предполагаемых местах на печатной плате, а краевые разъемы могут быть определены на конкретных компонентах.

Краевой разъем системы из нескольких печатных плат
Некоторые конструкции и варианты компоновки многоплатных проектов будут использовать краевые разъемы для электрического соединения между двумя платами.

Прежде чем начинать трассировку, важно подумать о технических требованиях и о том, сможете ли вы по-прежнему уместить конструкцию в предполагаемый корпус после завершения компоновки. Для этого необходимо работать с моделью корпуса и каждой платой в системе, чтобы убедиться в отсутствии пересечений и в том что платы будут установлены именно так как планировалось.

Проектирование печатных плат в трехмерном представлении для использования в многоплатных проектах

Некоторые измерения и варианты моделирования сложно выполнять в режиме 2D, это создает риск появления пересечений между вашей печатной платой, компонентами и корпусом. При проектировании многоплатной системы сборка печатной платы предусматривает наличие нескольких плат, поэтому могут возникнуть нежелательные пересечения между платами в конструкции или между компонентами, кабелями и другими элементами в системе. Лучший способ предотвратить это — включить в процесс проектирования обратную механическую проверку для гарантии отсутствия пересечений.

Во время проверки зазоры автоматически проверяются в режиме 3D с помощью инструментов MCAD, которые исследуют 3D-модель вашей платы, корпуса и компонентов. Стандартный формат 3D файла модели в MCAD и ПО проектирования печатных плат — это STEP модель. Благодаря комбинации моделей STEP каждого компонента в проекте, программное обеспечение для проектирования печатных плат может создавать реалистичную модель платы.

Сборка системы из нескольких печатных плат с использованием краевых разъемов
Altium Designer позволяет пользователям определять межплатные соединения в системе с несколькими платами.

Если вы работаете с инженером-механиком над созданием многоплатной конструкции, он должен предоставить модель корпуса устройства для размещения печатных плат. Затем его можно импортировать в программное обеспечение для проектирования печатных плат, чтобы выполнить проверку на пересечения внутри инструментов ECAD. Другой вариант — экспортировать модель STEP или файл IDF платы, который затем можно импортировать в приложение MCAD для проверки на пересечения. Стандартный рабочий процесс в командах корпоративного уровня нацелен на то, чтобы инженер-механик проверял правильность размещения компонентов в MCAD.

После завершения первичного размещения компонентов на всех платах и проверки на наличие пересечений конструкция готова к трассировке. Многоплатные системы требуют принятия нескольких важных решений во время трассировки цепей высокоскоростных и низкоскоростных цифровых протоколов для обеспечения целостности сигнала.

Трассировка в многоплатных системах

На каждой плате трассировка должна выполняться после установки исходных правил проектирования, расчета необходимых профилей импеданса и выбора необходимой стратегии трассировки. Хотя высокоскоростные интерфейсы присутствуют не на каждой печатной плате, их можно установить между платами в многоплатной системе через краевой разъем, кабель, гибкую ленту или межплатный разъем. Более медленные одиночные сигналы (например, от GPIO) или протоколы шин данных также могут проходить по кабелям и между платами. Однако необходимо соблюдать осторожность, чтобы обеспечить равномерное заземление и предотвратить возможные проблемы целостности сигнала.

Проектирование заземления в многоплатных системах

Как и в других печатных платах, в многоплатной компоновке необходимо правильно спроектировать заземление, чтобы обеспечить возможность трассировки всех сигналов. При прокладке путей прохождения сигналов между платами используйте следующий процесс, чтобы обеспечить постоянный потенциал заземления во всей системе:

  1. Используйте полигоны заземления на каждой плате для обеспечения чистого характеристического импеданса, обеспечьте защиту для подавления электромагнитных/перекрестных помех и обеспечьте развязку в PDN.
  2. При трассировке между двумя платами подключите заземление через разъемы, чтобы области заземления на каждой печатной плате были соединены. Это обеспечит экранирование разъемов и кабеля.
  3. Для плоских кабелей или кабелей витой пары рассмотрите возможность использования чередуемого заземления между сигналами, чтобы обеспечить четкое опорное расстояние и более надежное экранирование на пути трассировки.

Это простое использование заземления при трассировке через соединение между печатными платами в многоплатной системе является важной частью процесса обеспечения целостности сигнала. Это помогает согласовать импедансы, обеспечить пути протекания обратных токов и следовательно подавление перекрестных помех при проектировании и трассировке печатной платы. Если вы выполнили эти шаги, у вас гораздо больше шансов сохранить целостность сигналов несимметричных линий при трассировке между платами и по кабелям.

Проектирование устройств из нескольких печатных плат
Когда области заземления на печатных платах в многоплатной системе можно легко провести через соединитель, тогда две платы будут иметь одинаковый потенциал заземления, и сигналы можно будет точно считывать с обеих сторон соединения.

К сожалению, существуют системы с несколькими платами, топология которых не позволяет обеспечить заземление такого типа. Это часто происходит когда невозможно подключение всех плат в одном корпусе, а система физически расположена в нескольких шкафах. Однако бывают случаи, когда платы соединяются последовательно в одном шкафу и обеспечивают высокую мощность, и в этом случае конструкция может создать проблему безопасности и надежности, которая решается только с помощью трассировки дифференциальной пар.

Почему при проектировании многоплатных устройств используются дифференциальные протоколы

При прокладке по длинным кабелям, например в промышленных системах, для трассировки лучше использовать дифференциальные протоколы. Более крупные системы с заземленными соединениями между платами, особенно в системах постоянного тока, где через землю может протекать большой ток, могут представлять угрозу безопасности и могут привести к повреждению кабеля, поскольку кабель рассеивает большое количество тепла в заземляющих соединениях.

В случае, когда экранирование используется в более крупных системах, соединенных кабелями, особенно при линейном расположении плат, полигоны заземления на каждой печатной плате должны быть изолированы и не соединяться друг с другом. Вместо этого для экранирования следует использовать корпус и заземление с помощью общего провода, а не полигоны заземления на печатных платах. Таким образом для трассировки сигналов между платами следует использовать дифференциальные пары, поскольку они могут компенсировать наличие смещения в заземлении между платами в многоплатной системе.

Основная причина использования дифференциальных протоколов в многоплатных системах заключается в том, что они устраняют необходимость в чистом заземлении при трассировке между двумя печатными платами в системе. Как только дифференциальная пара попадает на плату и определяется разность сигналов, данные можно восстановить, не беспокоясь о смещении заземления, которое происходит при трассировке. В качестве распространённых дифференциальных протоколов с трассировкой между печатными платами в многоплатной системе, стоит отметить шину CAN, Ethernet и RS485.

Проектирование устройств из нескольких печатных плат
Используйте дифференциальные пары для более длинных линий по кабелю, особенно там, где невозможно обеспечить экранирование.

Если вы разрабатываете передовые высокоскоростные цифровые системы, обеспечивая при этом целостность сигнала и питания, используйте подходящий набор инструментов для конструирования и компоновки высокоскоростных печатных плат, созданных с учетом правил проектирования. Независимо от того, нужно ли развести плотный одноплатный компьютер или сложную печатную плату со смешанными сигналами, правильные инструменты для компоновки и трассировки печатных плат помогут вам оставаться гибкими при проектировании многоплатных устройств и компоновке любого проекта с использованием печатных плат.

Инженеры проектировщики многоплатных систем, инженеры по компоновке печатных плат и инженеры SI/PI доверяют передовым инструментам проектирования Altium Designer®  реализацию своих потребностей в качественном проектировании. Когда вы закончили проектирование и готовы к запуску проекта в производство, платформа Altium 365 ™ поможет вам упростить процесс совместной работы и обмен проектами. Altium Designer также интегрируется с популярными приложениями MCAD и моделирования, что дает вам возможность лучше понимать поведение питания и сигналов в многоплатных системах.

Мы лишь поверхностно рассмотрели некоторые возможности Altium Designer на Altium 365. Начните использование бесплатной пробной версии Altium Designer + Altium 365 сегодня .

Об авторе

Об авторе

Закарайа Петерсон (Zachariah Peterson) имеет обширный технический опыт в научных кругах и промышленности. До работы в индустрии печатных плат преподавал в Портлендском государственном университете. Проводил магистерское исследование на хемосорбционных газовых датчиках, кандидатское исследование – по теории случайной лазерной генерации. Имеет опыт научных исследований в области лазеров наночастиц, электронных и оптоэлектронных полупроводниковых приборов, систем защиты окружающей среды и финансовой аналитики. Его работа была опубликована в нескольких рецензируемых журналах и материалах конференций, и он написал сотни технических статей блогов по проектированию печатных плат для множества компаний.

Самые новые статьи

Вернуться на главную

What is Multi-board Design?

Zachariah Peterson
|  Created: August 11, 2021
Multi-board design

Many complex electronics systems are built as multi-board arrays of PCBs. There are some advantages to this type of system design, such as the modularity you’ll see in platforms like Arduino and Raspberry Pi. Other common types of circuit boards like flex and rigid-flex systems are multi-board systems and require a common PCB layout and routing strategy. If you want to develop your own multi-board system, there are some basic steps you can take to ensure your design will have the connectivity you need.

Creating a multi-board system is a lot easier when you use the best PCB design software for your board. The PCB tool sets you need in your design software include standard electrical utilities, as well as MCAD integration to ensure your boards mate properly. In this short guide, we’ll cover some of the basic aspects of defining connectivity in your design while also ensuring signal integrity in the design. Whether working with standard rigid multilayer PCB design and layout or more involved flex/rigid-flex circuit boards, there are some basic design tool sets you’ll need to ensure your design works as intended.

Multi-board design starts with a mechanical outline of each board in your system and a plan for how they will connect to each other. Your connection style could involve simple standardized connectors, such as mezzanine connectors or pin headers, or integrated edge connectors. Once these points are determined, a placement and routing strategy needs to be developed so that components can properly connect to each other throughout the design without creating EMI/EMC, SI/PI, and mechanical vibration problems. Read the sections below to see how you can get started with high speed design and the important role of your PCB design software.

Planning Your Multi-board PCB System Design

Designing a multi-board PCB arrangement is a system-level design project and involves defining connections between all the boards in your system. A good process to start floorplanning your multi-board PCB system is as follows:

  • Determine a board arrangement: How will the boards be oriented with respect to each other? Does the system have a moving element that needs to interact with the board somehow? Mechanical modeling needs to begin at this stage and will determine how the design 
  • Choose connectors: Will your boards interconnect with off-the-shelf board-to-board connectors, edge connectors, flex ribbons, or cables? Connectors need to be chosen to support your required board arrangement while still fitting into your enclosure.
  • Decide board functions: Ideally, each circuit board in a multi-board system will perform specific functions and should hold only the components required to support that function. This might force you to rethink your board arrangement and connector options, so be thoughtful of this when deciding which functions to place on which boards.
  • Map signals across connectors: Each connector should support specific signals or groups of signals, as well as ensure signal integrity in the design. Pinouts can be determined in this stage and can be defined on schematic symbols for connectors.
  • Start creating schematics: To stay organized, it’s best to segment schematics so that they reflect the arrangement of your boards in your multi-board system layout. Each set of schematics should only contain components from a single board, components from different boards should not be placed in the same schematic sheets.

After creating schematics for each board in the system, it’s time to start creating the physical PCB layout for each circuit board. Follow the standard process for PCB design to import your components into your design and place them around each board. At this point, connectors can be placed in the intended positions on the PCB, and edge connectors can be defined on specific components.

Edge connector multi-board PCB
Some multi-board PCB designs and layouts will use edge connectors to make an electrical connection between two boards.

Before you start routing components, it’s important to start thinking about your mechanical requirements and whether you can still fit the design into its intended enclosure after the layout is finished. Doing this requires working with a model of the enclosure and each board in the system to ensure there are no interferences and boards will fit together as intended.

Native 3D PCB Design for Multi-Board Assemblies

Some measurements and modeling are very difficult in 2D, which creates a risk of interference between your circuit board, the components, and the enclosure. In multi-board PCB design, a PCB assembly involves multiple boards, and there could be unwanted interference between boards in the design, or between components, cables, and other elements in the system. The best way to prevent this is to incorporate mechanical backchecking into the design process to ensure there are no interferences.

During backchecking, clearances are automatically checked in 3D using MCAD tools that examine a 3D model of your board, your enclosure, and your components. The standard 3D modeling file format in MCAD software and PCB design features is a STEP model. By combining STEP models for each component in your design, your design software can create a realistic model of the board.

Edge connector multi-board PCB assembly
Altium Designer allows users to define board-to-board connections in a multi-board PCB system.

If you’re working with a mechanical designer to build your multi-board design, they should provide a model of the PCB enclosure for the design. This can then be imported into your PCB design software to perform interference checking inside your ECAD tools. The other option is to export a STEP model or IDF file for the board, which can then be imported into an MCAD application for backchecking. The standard workflow in enterprise-level teams is for the MCAD user to perform backchecking so that component placement can be verified.

After the initial placement on all boards is completed and checked for interferences, the design is ready for routing. Multi-board systems require a few important routing considerations with high-speed signals and lower-speed digital protocols to ensure signal integrity.

Routing in Multi-Board Systems

In each board, routing should be performed after setting up initial design rules, calculating any required impedance profile, and setting the design into the appropriate routing mode. While high speed interfaces are not present in every circuit board, they can be routed between boards in a multi-board system through an edge connector, cable, flex ribbon, or board-to-board connector. Slower single-ended signals (e.g., from GPIOs) or bus protocols can also be routed over cables and between boards. However, care must be taken to ensure uniform grounding and to prevent signal integrity problems that can arise.

Defining Ground in Multiboard Systems

Just like in other PCBs, ground in a multi-board layout needs to be clearly defined to ensure routability for your signals. When routing signal paths between boards, use the following process to ensure a consistent ground potential is enforced throughout the system:

  1. Use ground planes in each board to provide a clear characteristic impedance, provide shielding to suppress EMI/crosstalk, and help provide strong decoupling in the PDN.
  2. When routing between the two boards, include a ground connection across the connectors so that the ground regions in each circuit board are connected. This will provide shielding across the connector or cable.
  3. For ribbon cables or twisted pair cables, consider using interleaved ground between signals to provide a clear reference and stronger shielding in the routing path.

This simple use of ground when routing across a connection between circuit board designs in a multi-board system is an important part of signal integrity. This helps define consistent impedance, return paths, and crosstalk suppression in multi-board PCB design and routing. If you’ve followed these steps, you’re much more likely to maintain signal integrity for single-ended signals as you route between boards and over cables.

multi-board PCB design
When the ground regions in PCBs in a multi-board system can be easily bridged over a connector, then the two boards will be at the same ground potential and signals can be read out accurately on each side of the connection.

Unfortunately, there are some multi-board systems that have a topology where this type of ground connection can’t be provided. This is often the case when the system is physically spread out over multiple cabinets, rather than having all the boards connected in the same enclosure. However, there are times where boards are daisy chained in the same cabinet and supply high power, in which case the design may create a safety and reliability problem that is only solved with differential pair routing.

Why Differential Protocols Are Used in Multi-board Design

When routing over long cables, such as in industrial systems, a better approach is to use differential protocols for routing. Larger systems with grounded connections between boards, particularly in DC systems where the ground can carry high current, can be a safety hazard and can cause the cable to become damaged as the cable dissipates high heat in the ground connections.

In the case where shielding is being used on larger systems connected with cables, particularly in linear arrangements of boards in series, the ground planes in each circuit board should be isolated and not connected to each other. Instead, the chassis and an earth connection should be used for shielding, not the PCB ground plane. Then, to route signals between boards, differential pairs should be used as they can accommodate a ground offset between boards in a multi-board system.

The primary reason that differential protocols are used in multi-board systems is they eliminate the need for a clear ground reference when routing between two circuit boards in the system. Once the differential pair comes back onto a board and the difference signal is read, the data can be recovered without worrying about the ground offset that occurs during routing. Common differential protocols for routing between PCBs in a multi-board system include CAN bus, Ethernet, and RS485.

multi-board PCB design
Use differential pairs for longer links over cable, especially where shielding can’t be implemented.

When you need to build advanced high speed digital systems while ensuring you maintain signal integrity and power integrity, use the best set of high speed design and layout tools built on a rules-driven design engine. Whether you need to layout a dense single-board computer or a complex mixed-signal PCB, the best PCB layout tools will help you stay flexible as you create your multi-board design and the PCB layout for each of your circuit boards.

Multi-board system design engineers, PCB layout engineers, and SI/PI engineers trust the advanced design tools in Altium Designer® for their design and layout needs. When you’ve finished a design and are ready to release it to manufacturing, the Altium 365™ platform makes it easy to collaborate and share your projects. Altium Designer also integrates with popular MCAD and simulation applications, giving you the ability to better understand power and signal behavior in multi-board systems.

We have only scratched the surface of what’s possible with Altium Designer on Altium 365. Start your free trial of Altium Designer + Altium 365 today.

About Author

About Author

Zachariah Peterson has an extensive technical background in academia and industry. He currently provides research, design, and marketing services to companies in the electronics industry. Prior to working in the PCB industry, he taught at Portland State University and conducted research on random laser theory, materials, and stability. His background in scientific research spans topics in nanoparticle lasers, electronic and optoelectronic semiconductor devices, environmental sensors, and stochastics. His work has been published in over a dozen peer-reviewed journals and conference proceedings, and he has written 1000+ technical blogs on PCB design for a number of companies. He is a member of IEEE Photonics Society, IEEE Electronics Packaging Society, American Physical Society, and Printed Circuit Engineering Association (PCEA), and he currently serves on the INCITS Quantum Computing Technical Advisory Committee.

Recent Articles

Back to Home